Стоит только посмотреть на прайс-листы торгующих фирм, и можно легко заметить, что доля AGP-видеокарт стремительно сокращается, новинок под старый интерфейс практически не выпускается. А если и выпускается, то это далеко не топовые решения, а всего лишь середнячки, “раскачать” которые старым системам вполне по силам. Вот и на этот раз благодаря мосту RIALTO мы получаем две относительно недорогие карты под AGP-интерфейс.
Этот мост преобразовывает потоки данных из PCI-E (родного для Radeon X1000) в формат AGP. У NVIDIA, кстати, данный мост именуется HSI, стараниями которого многие пользователи получили серии GeForce 6600/6800 в старых системах.
В нашем случае RIALTO выгодно отличается от HIS по тепловыделению. Если в случае с GeForce 6800 мост располагался в одной упаковке с чипом и охлаждать его не можно было без проблем, то в картах серии 6600 HSI распаян отдельно на плате, сильно греется и требует личного радиатора. RIALTO же по площади несколько меньше, расположен с тыльной, а не с лицевой стороны платы и напрочь лишен какого-либо охлаждения. После долгой работы кристалл переходного моста оказывается горячим, но на стабильности данный факт не сказывается.
Radeon X1300 - в данном случае бюджетный вариант с 450-мегагерцевым чипом, оснащенным 4 пиксельными и 2 вершинными процессорами, 2,8-наносекундной памятью Infineon с тактовой частотой 500 МГц по умолчанию. Память не дотянула до своего номинала 210 МГц, тем самым раззадорив нас разогнать карту как можно сильнее. После перебора всевозможных утилит, мы почти отчаялись получить бесплатные 100-200 МГц и, как следствие, несколько бесплатных fps после разгона. Но случилось так, что давно забытый ветеран фронта утилита PowerStrip в последний версии отлично разгоняет обе представленные карты. Около полутора часов экспериментов с ползунками в программе привели к итоговым 640 МГц для чипа и 950 МГц (!!!) для памяти. Естественно, разгон во многом зависит от экземпляра карты, но 240 МГц выше номинала для памяти и 90% прибавки к штатным частотам назвать исключительно везением сложно.
Учитывая, что на X1300 установлена 2,8-наносекундная память, а на X1600Pro – 2,5-наносекундная той же Infineon, мы предвкушали солидный разгон, ведь номинальная частота памяти составляла уже 800 МГц, на которых память и функционировала. Казалось, что планка в 1000 МГц будет взята легко, и при разгоне мы сразу установили 900 МГц. Компьютер тут же завис. Стало немного обидно. В итоге стабильными оказались 870 МГц для памяти и 570 МГц для видеочипа.
Стоит оговориться, что карты собраны очень качественно. Даже кулеры сделаны нешумными и закреплены не на обычных защелках, а прикручены к плате винтами. В итоге охлаждаются карты отлично, только из-за отсутствия средств для мониторинга мы не можем привести температурные показатели карт в режимах с нагрузкой и без. Мост RIALTO оклеен защитной пленкой, оберегающей кристалл от вредных механических воздействий внешней среды.
Для сравнения на тесте у нас оказались две во многом эпохальные видеокарты: Radeon 9500, который посредствам модификации драйверов переделывался в Pro-версию, и GeForce 6600GT, в связи с заниженными частотами выступивший как обычный GeForce 6600. Нам было крайне интересно сравнить старичка трехлетней давности со своими последователями и, естественно, узнать, что дают новые карты ATI по сравнению с конкурентами.
Radeon X1300 на штатных частотах вызвал недолгую улыбку недоумения - он проиграл древнему предку. Карта, о которой многие мечтали три года назад, которая тогда была средним решением, оказалась быстрее. Скудный разгон позволил 9500Pro в полтора раза обойти X1300 в Half-Life 2. В других тестах ситуация не критичная, но и 10-20% отставания заметны даже невооруженным взглядом непритязательного геймера. За X1300 могут постоять только третьи шейдеры, но кому они нужны с такой скоростью.
Разгон X1300 прибавляет от 30% до 90% производительности в различных тестах, карта уверенно обходит GeForce 6600, проигрывая лишь в традиционно выигрышной для NVIDIA дисциплине – Quake 4. Тем не менее не секрет, что 6600 очень неплохо разгоняются до 450-500 МГц по чипу и 600-700 МГц по памяти, заметно уходя вперед по количеству “попугаев”/кадров в секунду.
Radeon X1600Pro при сравнимых с GeForce 6600GT частотах уступает в игровых тестах и 3DMark03. Преимущество в числе конвейеров проявляется в шейдеролюбивых 3DMark05 и 3DMark06. Разгон позволяет X1600Pro минимизировать отставание в игровых тестах и увеличить отрыв в новых 3DMark.
ATI снова ведет себя странно, выдавая X1300 в качестве конкурента GeForce 6600. Не нужно быть провидцем, чтобы узреть непрозрачную разницу между этими картами и понять, что без продемонстрированного разгона (или цены в районе хотя бы 70 долларов) X1300 на AGP ничего не светит.
X1600Pro, наоборот, своей упряжкой конвейеров выезжает быстрее GeForce 6600GT в приложениях, насыщенных шейдерами. При сопоставимой цене может быть вполне логичной покупкой для владельцев систем на socket 462/478/754.
Также небольшим бонусом в пользу ATI оказывается пассивное охлаждение переходного моста RIALTO. Решение NVIDIA – мост HIS – слишком сильно греется, создавая лишние проблемы при модернизации охлаждения.
Конфигурация тестового стенда
Процессор
- AMD Athlon XP 2500+ (1833@2400 МГц, 512 кб кэш)
Материнская плата
- EPoX 8RDA3+ (NVIDIA NForce 2 400 Ultra)
Оперативная память
- 2x512 Мб Hynix D43 (218 МГц, 2.0-3-3-6)
Винчестер
- Western Digital WD1600JB