Результаты опроса "MP3 плееры" Еще несколько лет назад MP3-плееры считались редкими и дорогими игрушками,
а сегодня они стали неотъемлемым атрибутом современного молодого человека,
впрочем, и не только молодого. Результаты нашего опроса, проведенного по
заказу аналитического агентства IT monitoring, посвященного MP3-плеерам,
являются характерной иллюстрацией этого факта. Среди 2717 пользователей
Рунета, участвовавших в опросе, 53% заявили о наличии у них данного
устройства. Это не удивительно, если учитывать, что средний возраст
респондентов составляет 31 год. При этом, среди респондентов 25 лет и
моложе доля владельцев почти достигает 60%, а среди респондентов 46 лет
и старше составляет 43%, что также немало.
Сегодня на рынке MP3-плееров Четко выделяются три сегмента: MP3-плееры на
основе флэш-памяти, на базе жесткого диска, а также CD/MP3-плееры.
По данным нашего исследования среди пользователей Рунета, имеющих
MP3-плеер, наибольшее распространение получили бездисковые Flash-плееры
(70% в числе владельцев) и плееры компакт дисков (37%); плееры со
встроенным жестким диском имеются у 13% владельцев. В среднем на одного
владельца MP3-плееров приходится по 1,3 данного устройства. Это означает,
что "подсевшая" на музыку формата MP3 публика в большинстве своем
предпочитает устройство какого-то одного типа. О степени же вовлеченности
в процесс слушания можно судить, в частности, по такому показателю, как
среднее количество новых песен закачиваемых пользователями Рунета на свои
mp3 плееры. Для 41% респондентов, имеющих такие устройства, этот
показатель составляет около 30 песен (2 альбома); 18% закачивают
от 31 до 75, а еще 18% - более 75 песен.
В то же время, стоит отметить, что три указанных типа MP3-плееров не
исчерпывают всех возможных способов прослушивания музыки в формате MP3.
Лишь каждый третий участник опроса (как из числа имеющих, так и среди
не имеющих MP3-плеер в виде самостоятельного устройства) утверждает, что
не слушает MP3-музыку ни на каких других мобильных устройствах. Около 44%
используют для этой цели мобильный телефон помимо, а 37% - вместо
MP3-плеера как самостоятельного устройства. Вне зависимости от наличия или
отсутствия MP3-плеера каждый третий респондент слушает MP3-музыку с
помощью автомобильной магнитолы, а каждый десятый с помощью КПК или
смартофона.
На рынке MP3-плееров успешно работают десятки компаний. Конкурентную среду
можно назвать нестабильной и динамичной, о чем свидетельствует отсутствие
одного явного лидера. Если на этапе становления рынка ведущих брендов было
не так много, то в последние два года доли основных игроков сокращались за
счет появления большого числа новых имен. Так, по данным нашего опроса,
среди марок имеющихся у пользователей Рунета в наличии MP3-плееров
наиболее распространены iRiver (18%), Samsung (13%), Sony (13%),
Panasonic (12%), NEXX (11%), Apple iPod (8%), BBK (4%), Philips (4%),
MPIO (4%), LG (3%), Creative (3%), Transcend (2%). На долю же прочих марок
приходится около 35% имеющегося у пользователей Рунета парка MP3-плееров.
По прогнозам компании IDC, сделанным в 2003 году, мировой объем продаж
устройств, способных воспроизводить файлы MP3, Windows Media и других
аудиоформатов, достигнет к 2007 году 44 млрд. долларов в год, а в 2008
году - 58 млрд. долларов в год (при существовавшем в 2003 году объеме
продаж в 11 млрд. долларов в год). Средние темпы прироста должны будут
составлять около 30% в год. Поданным же нашего опроса, планируют в
обозримом будущем покупку MP3-плеера для себя или в подарок примерно
42% пользователей Рунета из числа имеющих и 39% из числа не имеющих
MP3-плеер. Не планирует такой покупки примерно каждый второй пользователь
Рунета.
Развитию рынка должны способствовать рост функциональности, увеличение
объёмов памяти и уменьшение стоимости MP3-плееров и музыкальных сервисов.
Снижение цен на флэш-плееры ударит по MP3 CD-плеерам. Этот сегмент рынка
существенно замедлится. С другой стороны, обострится конкуренция между
производителями HDD- и флэш-плееров. В связи с этим, любопытно посмотреть
на предпочтения пользователей Рунета относительно конкретных марок
MP3-плееров. В пятерке лидеров, по данным нашего опроса, находятся Apple
iPod (32%), Sony (29%), iRiver (24%), Samsung (24%), Panasonic (18%).
Популярной останется также продукция NEXX (13%), Philips (11%), LG (11%),
Creative (8%), BBK (6%), MPIO (5%). Таким образом, благодаря усилиям
компании Apple, выпустившей iPod, ставший хорошим стимулом для развития
HDD/MP3-плееров, этот сегмент будет демонстрировать значительный рост.
Все предложенные нами респондентам характеристики MP3-плееров, которые
могут быть значимы при покупке, были оценены большинством потенциальных
покупателей преимущественно в интервале от "скорее важно" до
"очень важно". При этом в числе наиболее важных критериев выбора были
названы "надежность и качество" (79% опрошенных дали ответ "очень важно"),
"качество звука/видео" (72%), "большой объем памяти" (58%),
"функциональность" (50%). Среди второстепенных характеристик особо
приветствуются "оптимальное соотношение невысокой цены и нормального
качества", "легкость и компактность", "много опций, дополнительных
возможностей". Наименее значимы для потенциальных покупателей из числа
пользователей Рунета "низкая цена", "стильный дизайн", "возможность
перепрошивки".
Итак, можно констатировать, что MP3-плееры стали для пользователей Рунета
массовым и общедоступным товаром. В пользу этого вывода говорят данные
нашего исследования. Не более 2% потенциальных покупателей рассчитывают
на приобретение самого недорогого mp3 плеера из представленных в
ассортименте магазина или даже побывавшего в употреблении. Из числа
опрошенных, намеревающихся приобрести MP3-плеер, 42% планируют заранее
выбрать 2-3 подходящих марки и в магазине принять окончательное решение
по поводу конкретной покупки, преимущественно - в интервале 3-5 тыс.
рублей. Примерно 25% нацелены на покупку MP3-плеера определенной марки
и будут настойчивы в ее поиске. Наконец, около 17% рассчитывают на выбор
марки из представленного в магазине ассортимента.